Захарова Юлия Зыгмонтовна. Персональный сайт педагога

Консультация для родителей Развитие мелкой моторики у детей

 Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе. Почему же так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику.

Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.  Моторная потребность  или потребность в движении  имеет огромное значение для человека. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы, при движении интенсивнее протекают все физиологические процессы (дыхание, кровообращение, пищеварение, процессы обмена), что ведет к улучшению работы соответствующих органов. Мышцы нарастают в объеме, увеличивается их сила, повышаются эластичные и сократительные свойства. Костное вещество становится более твердым, позвоночник принимает правильное положение. Дело в том, что двигательный, моторный компонент является необходимой составляющей всех функциональных систем организма, и их развитие невозможно без соответствующего моторного развития. Развивать мелкую моторику и общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики можно научить ребенка слушать  и запоминать, а потом и выполнять инструкции. С одной стороны - двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны - формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно - пространственных упражнениях.

                                              Рекомендации для родителей.

Родителям детей 5-7 лет для развития ручной умелости рекомендуется проводить:

 катать по очереди каждым пальцем камешки,  мелкие бусинки,  шарики запускать пальцами мелкие «волчки»;

 разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

 сжимать и разжимать кулачки  «бутончик проснулся  и  открылся, а вечером   заснул и закрылся»,  делать кулачки «мягкими» и «твердыми»,  барабанить всеми пальцами обеих рук по столу,  махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку; 

 нанизывать крупные пуговицы,  шарики,  бусинки на нитку;

завязывать узелки  на  шнурке,  веревке;

застегивать (расстёгивать) пуговицы;

играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;

 выкладывать из палочек  узоры по образцу и по желанию;

мять руками  поролоновые  шарики, губки;

рисовать,  раскрашивать,  штриховать,  обводить по точкам,  выполнять графические задания в тетрадях;

резать  (вырезать)  ножницами;

плести из бумаги  коврики, корзинки, косички;

 выполнять аппликации.

 Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:

 перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;

уход за срезанными и живыми цветами;  

 водные процедуры,  переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья  (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание,  намыливание,  перетирание,  полоскание, отжимание);

разбор круп и т.д.

Пальчиковые игры.

Цели и задачи:

· развитие согласованных движений обеих рук,

· развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук,

· развитие внимания.

Методы обучения:

· показ действий

· действия руками ребенка

· самостоятельные действия ребенка.

Познакомим детей с пальчиками:

Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки. 
А зимою, всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие "пять да пять",
Угадайте, как их звать?
(Пальцы)

- Да, дети, это пальцы.

- А почему вы догадались?

- Почему пальцы "родными братьями" называют?

- У всех пальцев каждой из рук "мама" - это кисть.

- Любите ли вы играть с пальчиками?

- Покажите пальчики правой (левой) руки.

- Попросите братьев правой и левой руки поздороваться.

- Дети, кто из вас знает как этот (показываем большой) палец называется?

- Как вы думаете, почему он так называется, большим?

- А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.

- Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш).

- Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.

- Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.

- И еще 4 братца. Идут они навстречу старшему:

- Здравствуй, большак!

- Здорово Васька - указка! Мишка-середка! Гришка - сиротка! Да Крошка - Тимошка!

- Пальчики и называются: указательный, средний, безымянный, мизинец.

В гости к пальчику большому,
Приходили прямо к дому 
Указательный и средний, 
Безымянный и последний. 
Сам мизинчик, малышок,
Постучался о порог. 
Вместе пальчики друзья 
Друг без друга им нельзя.

- Пять братьев: годами равные, ростом разные, кто такие?
- Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать...)
- Наши пальчики могут все, значит они волшебные.

Правая  и левая водят поезда, 
Правая и левая строят города,
Правая и левая могут шить и штопать, 
Правая и левая могут громко хлопать. 
За окошком ходит ночь, 
Руки так устали... 
Правая  и левая спят на одеяле.
О.Дриз.

30 января 2018 в 20:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.